Куда податься студенту
Названы самые популярные компании среди российских студентов.
Ожидания и реальность. Проблемы трудоустройства выпускников.
Компания Universum опросила более 25 тысяч студентов российских вузов и составила список самых привлекательных работодателей в 2020 году.

Топ-5 компаний, привлекательных для студентов, выбравших определенное направление выглядит следующим образом:
Топ-5 компаний, привлекательных для студентов, выбравших направление «Бизнес/Коммерция» возглавил Google

  1. Google
  2. «Газпром»
  3. «Яндекс»
  4. «Газпром нефть»
  5. Сбербанк
В области ИТ-технологий лучшим работодателем также назвали Google

    1. Google
    2. «Яндекс»
    3. Microsoft
    4. Intel
    5. Сбербанк
    У студентов со специализацией «Инженерное дело/Естественные науки» на первое место вышел «Газпром»

      1. «Газпром»
      2. «Газпром нефть»
      3. Google
      4. «Роснефть»
      5. «Роскосмос»
      Гуманитарии тоже любят Google

        1. Google
        2. «Яндекс»
        3. «Газпром»
        4. Сhanel
        5. Microsoft
        В более узких нишах студенты отдали предпочтение: в области товаров повседневного спроса — Coca-Cola, розничной торговли — IKEA, автомобильной промышленности — BMW, производства — Siemens.

        Большинство опрошенных хотели бы начать карьеру в международной компании, а средняя ожидаемая зарплата колеблется от 58 561 до 68 823 рублей.
        Содействовать профессиональной реализации выпускников, помогать работодателям в поиске сотрудников из числа студентов, обеспечивать их взаимодействие для успешной работы и быстрой адаптации в профессиональном сообществе — это ключевые задачи любого вуза. Однако на практике лишь немногие российские вузы могут похвастаться успешно работающей системой содействия трудоустройству выпускников, в подавляющем большинстве вузов эта система работает крайне неэффективно.

        Как результат молодым людям, покинувшим стены университета, приходиться самостоятельно искать возможности реализации, при этом не имея представления, как вести себя на рынке труда. И на этом пути они сталкиваются с серьезными проблемами. По данным мониторинга трудоустройства за 2017 год, проведенного Минобрнауки, безработица среди выпускников вузов находится на уровне 25%. При том, что молодежь от 20 до 29 лет на российском рынке труда составляет 24% от общей численности трудоспособного населения (данные Федеральной службы государственной статистики за 2017 год)

        Фундаментально проблема скрывается в том, что в России отсутствует механизм трудоустройства выпускников, уровень взаимодействия между работодателями и вузами крайне низкий, наблюдается дисбаланс спроса и предложения и несоответствие между личными предпочтениями студентов в выборе профессии и потребностями экономики.


        Мы в Student App периодически проводим опросы как среди студентов, так и представителей коммерческих компаний. Оказывается, многие студенты зачастую даже не знают о существовании отдела трудоустройства в вузе, процесс организации стажировок не налажен, а у большинства коммерческих компаний нет прямого выхода на студентов, Единственный инструмент взаимодействия это ярмарка вакансий, которая проводиться один раз в год, и которая по словам самих сотрудников HR отделов коммерческих компаний носит больше формальный характер и не приносит ожидаемых результатов. База вакансий, которая формируется в отделе трудоустройства вуза, обновляется нерегулярно, а информация о вакансиях, стажировках и грантах не доходит оперативно до студентов.
        Мы постарались решить эту задачу, создав дополнительный инструмент, который облегчает взаимодействие студентов и потенциальных работодателей, и делает работу отдела трудоустройства более эффективной за счет привлечения в экосистему вуза коммерческих компаний и организаций, агригирующих информацию о стажировках и вакансиях, а также инициирования разных форм постоянного контакта работодателей со студентами.
        В статье использованы материалы РБК и Специальный проект rg.ru